Анимешный народ массово подводит итоги на тему "тайтлов десятилетия" (и сколько туда влезет девочек с тортиками). Я такие выборки составлять не умею, за один прошлый год сколько было отличного! Dororo, Demon Slayer: Kimetsu no Yaiba, Yakusoku no Neverland - и это только соло-тайтлы, не считая продолжений тех же My Hero Academia и Bungou Stray Dogs. И как тут выбирать вообще?
Зато вот опенинг. Опенинг десятилетия - это есть. Это оно.
Behold!
Beastars (вышедший, кстати, тоже в прошлом году) - без вопросов, шедевр. Его можно смотреть даже тем, кто в целом не по аниме-стилистике. Потому что этой классической стилистики там нет - зато есть фурри, в смысле, антропоморфные звери, прекрасно моделированные в 3D, на красивых двухмерных фонах. А еще есть сеттинг, который кратко описывается как "реалистичный Зверополис". Разумные звери, даже если построили цивилизацию, научились ходить на задних лапах, носят школьную форму, учатся на пятерки и играют в клубных спектаклях, никуда не смогут деть инстинкты: инстинкт хищника гораздо древнее этой самой цивилизации. И пусть история вначале концентрируется лишь на мрачном сутулом хикки-волке-одиночке Легоши, ученике "смешанной" академии (в составе и хищники, и травоядные) который комплексует из-за своих клыков и когтей - потом фокус плавно перейдет на то, что вовне. А если и в академии творится вовсе не сахар с карамельным сиропом (серии начинаются с убийства одного из знакомых Легоши, ламы-альпаки Тэма, и убийство явно совершил кто-то из хищных), то что же - вовне? Увидите - что.
О кроликах и людяхЕще тут - плюс сорок баллов Гриффинпуффу! - потрясающие женские персонажи.
Пункт раз - кроличка Хару, которой, как она сама прекрасно понимает, не повезло родиться а) девочкой, б) очень маленькой и милой (dwarf rabbit, карликовый кролик, еще меньше и пушистей обычного), в) травоядной. Анти-бинго. Тут не Зверополис, да, и сколько ни выпрыгивай из шкуры - кролик не станет тигром или хотя бы кошкой, не сравнится по силе и смелости с кем-то крупнее себя. Поэтому Хару погружается в ту единственную сферу жизни, где чувствует себя равной другим - не объектом жалости или снисхождения, не жертвой, не бесполезным существом. Только вот такой девушке в университете очень легко получить оскорбительную кличку - и практически невозможно найти друзей среди других девушек. Это если мягко. А если не мягко - то травля во все поля, уши и хвосты.
И пункт два - волчица Джуно, влюбленная в Легоши, и твердо идущая к своей цели. У нее нет проблем Хару, но есть другие - травоядные, со своей стороны, тоже не любят хищников, особенно с "волчьей" репутацией, даже таких маленьких, как Джуно. И друзей ей найти тоже нелегко. При этом она, в отличие от нашего ГГ, быстро учится применять свою "хищную" силу, когда надо, и вообще не парится сомнениями.
Обе девушки великолепны без вопросов. Плюс, конечно, Луи-сэнпай, благородный олень и руководитель драмкружка, в котором изначально и завязывается вся катавасия (Легоши там трудится осветителем на полставки, Джуно приходит позже, а Хару просто цветы выращивает сама по себе, являясь единственным членом кружка садоводства - нужны же театру цветы для декораций?) - Луи с его болезненным неприятием слабости в хищниках. "Как смеешь ты, привилегированный по рождению, прикидываться слабым?!". И тут уже отголоски реального мира перестают быть тихим шепотом и превращаются в четкое, четкое такое эхо, да.
Можно смотреть Beastars и ловить отсылки, которых много - особенно в истории Хару. Можно не ловить: там вполне проработанный мир звериной цивилизации, который существует сам по себе. Птицы должны получить "летательные права", чтобы подниматься с земли на крыльях (только после восемнадцати!), на упрек "воспользуйся же своим чувством направления" один из потерявшихся студентов, белоголовый орлан, огрызается "ну я же не перелетный!", легальный источник белка - яйца, который те же курицы сдают на добровольно-поощряемой основе, раз в месяц студенты дружно собираются на вычесывание линяющей шерсти... много, много таких забавных деталей.
(это выше - вот вообще не то, что все подумали, да)
И посреди всего этого, конечно же, классическая история волка и кролика, хищника и жертвы, которые встречаются однажды, и заверте. Ну то есть завязка-то она - классическая. А потом - вопросы взросления, и инстинкты, и расследование убийства, и звание местной звезды - Beastar, и куча других вещей, смешивающихся в клубок, копну и винегрет. И панда еще. Panda eats, shoots and leaves. Запятая не лишняя.